Что делать?
25 апреля 2019 г.
Дорога в никуда
11 ЯНВАРЯ 2019, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Дайджест по материалам прессы.

У входа в Стеленбосский университет  (ЮАР) висит следующее сообщение:
«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимися.
Пациенты умирают от рук таких врачей.
Здания разрушаются от рук таких инженеров.
Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.
Крах образования – это крах нации».

 

Кризис школьного образования и социал-дарвинизм

В списке из 153 стран по расходам на образование Россия занимает 98-е место с показателем 4,1%. Выше России – Болгария, Хорватия, Румыния. Алжир, Мавритания. Рядом с Россией – Парагвай, Таджикистан. Тринидад и Тобаго.

Высокое место по уровню знаний мы исторически занимаем, начиная с конца 1950-х годов. Но с того момента Россия, пятясь назад по уровню образования, с 3-го места в мире, которое занимала, опустилась до 33-го (Аганбегян А. Г. // Экономические стратегии. 2017. № 3).

Реформа образования в России в последние десятилетия строилась вокруг мировоззренческой установки, лучше всего выраженной бывшим министром образования А. Фурсенко: «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

В плоть российского общества внедряется социал-дарвинизм, система образования в России перестаёт быть гуманитарной, человечной, все сильнее строится на принципах жесткого отсева и отбора: к высшему образованию будут допущены только сильнейшие, конкурентоспособные и платёжеспособные. Мер, которые позволили бы успешно развиваться школьникам с особыми наклонностями, не принимается.

ТАСС

Результаты кризиса в системе образования предсказуемы. Нелепые ответы в проверочных работах – это верхушка айсберга. В глубине таится равнодушие к предлагаемым методам познания со стороны учеников. Школьников заваливают информацией, предлагая на выходе проверить свои знания на манер игры «Кто хочет стать миллионером», с помощью теста. Ребенок должен просто выбрать один из четырех вариантов ответа. Так экзаменуют и на ЕГЭ, и на промежуточных контрольных работах в процессе обучения. Не знаешь – ткни наугад, вдруг повезет. Учителей в свою очередь заваливают отчетностью, бесконечными аттестациями, рабочий процесс засушивается, формализуется, оставляя педагогам меньше времени на самое главное – общение с детьми

Учителя в России не являются высокооплачиваемыми уважаемыми специалистами, как в Финляндии. В государственных школах это чаще всего посредственности, заваленные отчетностью, чья нищенская зарплата зависит от отношения к ним руководства. Они с готовностью исполняют противозаконные указания, например, предупреждают школьников  не ходить на митинги сторонников Навального. Безропотно участвуют в избирательных комиссиях, послушно делают вбросы бюллетеней и подделывают фальшивые  протоколы.



По результатам оценки качества преподавания, проведенной Рособрнадзором, многие педагоги сами путаются в том предмете, который преподают! «Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, — рассказывает бывший глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Например, 10 процентов учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2 процента учителей математики не смогли решить уравнение».

За последние годы в стране закрыто более 25 тыс. школ, 8,5 тыс. больниц и 5 тыс. поликлиник. Такие меры ведут к тому, что малые города и села просто брошены на произвол судьбы и вымирание. Это говорит о том, что существующая система государственного образования себя дискредитировала и уверенно идет к общему краху, уступая место частным школам. А все ли имеют возможность устроить своего ребенка в частную школу, за учебу в которой необходимо платить огромные деньги? Безусловно, НЕТ! Тестирование выпускников школ показывает удручающую картину.

Школы должны приносить прибыль!

Падение цен на нефть, гонка вооружений, вывоз олигархами миллиардов в развитые страны и как следствие недостаток бюджетных средств заставили путинскую клику потребовать, чтобы школы перешли на самоокупаемость. Подготовленыы программа школьной реформы и проект нового закона о платном школьном образовании.

Все школы предполагается разделить по типу финансирования на государственные, автономные и бюджетные. Базовые предметы пока останутся бесплатными в необходимом минимуме учебных часов. Однако нужно будет доплачивать за дополнительные уроки и мероприятия, которые, конечно же, ученики будут посещать по желанию.

Естественно, каждый родитель понимает, что подобные факультативы дают более глубокие знания, позволяющие успешно сдать ЕГЭ, поэтому спрос на них, по прогнозам экспертов, будет высоким. Также «продленки» и другие мероприятия, подразумевающие уход и присмотр, станут платными. Помимо прочего, школам было позволено вести всевозможные кружки, призванные всесторонне развивать учеников. Часть кружков школы проводят бесплатно, а за другие нужно будет выложить определенную сумму. Будут введены так называемые платные профпредметы, направленные на осваивание определенной профессии. Российские школы превратятся  в некие организации, приносящие прибыль властвующим казнокрадам.

Введение платных школ с 2017 года было отложено в связи с президентскими выборами. Впрочем, отложено на год-полтора. Ясно одно: нововведение принесет лишь материальные расходы россиянам, тогда как полезных «свойств» у закона катастрофически мало. Напомним, что в Финляндии, Швеции, Китае, Сингапуре школьное образование бесплатное!

Отток детей в частные школы

Вместе с тем интерес состоятельных людей к частным школам и репетиторству подтверждает факт тяжелого кризиса государственной системы образования. Она себя дискредитировала и движется к полному краху. Об этом говорят общественники, эксперты и сами учителя.

 В 2017 году продолжается отток школьников из государственных школ в частные параллельно с ростом популярности репетиторства. Устаревшие замшелые методы обучения, консервативный подход к совершенно новым детям с иными целями и запросами – это заставляет неравнодушных родителей искать для детей альтернативные формы обучения. Главным препятствием на этом пути является стоимость обучения. Многим просто не по карману отдать ребенка в частную школу и даже нанять репетитора. И все равно популярность и того, и другого огромна.

ЕГЭ

ЕГЭ не учитывает особенности умственного устройства детей,  предъявляя ко всем предельно жесткие одинаковые требования. Но ведь есть люди, склонные к математике и точным наукам, а есть прирожденные гуманитарии! И не факт, что будущему прекрасному хирургу потребуется знание тригонометрии. Мы уже отмечали, что в Финляндии, чье школьное образование признано лучшим, оценок не выставляют вообще, а преподаватели, работая с каждым школьником индивидуально, дают им разные по трудности задания. Система ЕГЭ жестко отсекает школьников определённого склада, вовсе не глупых и бесталанных, и ввергает детей в состояние стресса, не оставляя права на ошибку.

ТАСС

Согласно исследованию экспертных мнений, проведённому Центром научной политической мысли и идеологии в сентябре 2015 г., с введением ЕГЭ существенно снизился уровень подготовки школьников и студентов, эффективность системы образования в целом упала более чем в два раза. Красноречиво об этом свидетельствуют и результаты последних школьных олимпиад: в международном зачёте количество медалистов среди российских школьников резко снизилось. Таким образом, лучшие российские школьники стали сильно уступать своим сверстникам из других стран. Это весьма информативный и тревожный показатель, который говорит, конечно, не об отсутствии рвения и талантов у ребят, а о кризисе системы их подготовки. 

Разве в образовании человека получение знаний — главное? А как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности-человека в целом?! В итоге мы плодим зубрил, исполнителей и загоняем в угол творцов и изобретателей! Сами знания не дают абсолютно ничего, если нет возможности применить их с пользой. Умный человек отличается от глупого не количеством  знаний (человек, который много знает, не всегда является умным — часто он всего лишь просто эрудированный), а умением находить нужные знания и применять их с пользой и эффективностью.

Задача обучения не вбить в голову ребенку кучу всякой ерунды (хотя и это тоже), а повысить его культурный и интеллектуальный уровень до приемлемых для общества величин. Именно приемлемых для общества. Нужно было обществу в 60-х годах освоение космоса — так кружки юного техника и юного радиолюбителя были чуть ли не в детских садиках. А потом обществу вдруг потребовались гуманитарии, последствия этого мы сегодня и наблюдаем. А студенты маленькой  Голландии и Китая, который еще недавно был неграмотной аграрной страной, строят роботов и проводят серьезные исследования. А что делает большинство наших студентов? И не надо говорить, что мы занимаем первые места в олимпиадах по программированию. 5-6 человек, которые составляют команду-победителя — это очень мало в масштабах нашей страны. Это практически ничего. И еще интересно, сколько из них после окончания ВУЗа останутся работать в России?

ТАСС

«Со знанием должно быть обязательно связано умение... — писал А. Дистервег. — Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Философ Г. Спенсер решительно заявлял: «Великая цель образования — это не знания, а действия». Он попал в точку. Там, где образование завершается усвоением некоторой суммы знаний-сведений и только, оно вырождается в бесплодную науку — схоластику. Это особенно видно в наш информационный  век, когда любые уже известные и необходимые данные можно найти в интернете. Знания человеку нужны не сами по себе, а лишь для того, чтобы жить, успешно действовать для/ради жизни, ее продолжения, повышения ее качества и количества.

Еще в середине 1960-х годов россиян поражали отличия экзаменов в вузах Чехословакии и России. У нас студент должен был вызубрить несколько десятков  фактов и формул, написать их на доске по требованию экзаменатора и получить оценку. В Чехословакии экзамен по такому  предмету, как «усилители радиоприемников» длился целый день. Можно было пользоваться учебниками и справочниками. Но студент получал реальную задачу, например, спроектировать каскад радиоприемника под заданные параметры. Рассчитать необходимые параметры и  выбрать элементы, создать принципиальную схему и даже предложить, как создать плату  каскада «в металле». По сути, от него требовали знаний, которые потребуются ему, когда он будет работать в КБ.

Попытки перенять опыт чехов в СССР тогда с треском провалился, студентов, призывающих к реформе, – наказали. Но и сегодня в наших школах и вузах, в отличие от развитых стран, нет желания обучить молодых практике применения полученных знаний. Вызубрил, сдал и забудь!


Фото: 1. Игорь Евдокимов/Интерпресс/ТАСС, 2. Александра Мудрац/ТАСС, 3. Кадр видеосъемки регистратора на избирательном участке в Н. Новгороде (2016г.)/Youtube.com, 4. Артем Геодакян/ТАСС, 5. Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС













РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Куда нас толкают армейские порядки
25 АПРЕЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Вас никогда не поражала противоречивость некоторых наших привычных норм поведения? Если на улице близкая вам женщина попросит ударить встречного прохожего по голове ломом, вы исполните просьбу? Вряд ли. С чего бы это? Потому что без галстука? И вы хорошо знаете, что вам за убийство будет. А вот если ваш лейтенант, увидев в бинокль на другой стороне реки группу людей в форме неприятельской армии, прикажет вам их подстрелить? Вы, скорее всего, это сделаете. Это приказ, а за неисполнение приказа — расстрел на месте. Но ведь те люди ничего плохого ни вам, ни вашим друзьям не сделали, они просто одеты в другую форму, а злосчастные политики просто не сумели поделить какой-то там остров. И у этих кандидатов в покойники есть семьи, жены, дети, которые останутся без кормильцев!
Утилизация мусора как национальная проблема России
16 АПРЕЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Массовые выступления жителей Архангельска, Тюмени, Москвы показали, что проблема утилизации мусора и отравления ядовитыми отходами от разложения мусорных свалок становится общероссийской. Нынешние власти не способны ее решить из-за приоритета своих корыстных  задача, это залог сохранения человеческой цивилизации и животного мира на планете. Предупреждение всем нам – огромное мусорное пятно на севере Тихого океана, которое занимает площадь до 1,5 млн км.² или более.
Зачем простому человеку капиталисты?
10 АПРЕЛЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ, ПЕТР ФИЛИППОВ
В древние времена правители могли выпячивать своею роскошь, но простолюдину богатство было не положено. Недаром Иисусу приписывают слова: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие». Истоки такого древнего левого «социалистического» подхода шли от представления, что пирог всегда одного размера и если кому–то достанется больше, то другим придется голодать. Это представление соответствовало первобытным временам и эпохе средневековья. С приходом промышленной революции оно потеряло свою актуальность.
Аномалии внешней политики
9 АПРЕЛЯ 2019 // ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
За последние несколько столетий политическая карта мира радикально изменилась, а в еще большей степени изменились факторы, определяющие внутриполитические возможности отдельных государств. Прежде всего, стоит обратить внимание на роль военной силы, а также на возможности и результаты ее применения. Вплоть до начала ХХ века война считалась естественным средством разрешения политических противоречий между большинством государств, включая крупнейшие из них. При этом в случае успеха войны оборачивались приобретением ценных территорий и (или) активов, а также, в большинстве случаев, получением дани или контрибуций. Завершение этого тренда отмечается с окончанием Первой мировой войны, затраты сторон на которую оказались столь значительны, что агрессор был не в состоянии компенсировать даже четверти нанесенного ущерба.
Нищета «русского мира»
4 АПРЕЛЯ 2019 // ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
На протяжении последних трех веков российской истории в ней постоянно боролись две тенденции: с одной стороны, стремление к открытости и «интернационализации», с другой – желание замкнуться в собственной особости. Первый тренд проявлялся в самых разных вариантах, но, какими бы разными ни были подходы, они ставили экономические или идеологические соображения выше культурно-исторических. Стоит отметить, что именно в периоды такой «интернационализации» Россия достигала своих самых значительных успехов – от превращения в одну из важнейших держав Европы в эпоху Петра I и Екатерины II до обретения статуса глобальной сверхдержавы в период максимального могущества СССР.
Навстречу социальной катастрофе
3 АПРЕЛЯ 2019 // ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
Общества, которые претендуют на то, чтобы считаться современными, демонстрируют сегодня одно важное качество. Они не просто заботятся о благополучии своих граждан, но формируют условия, при которых сфера, прежде именовавшаяся «социальной», становится важнейшим двигателем хозяйственного прогресса. В основе этого подхода лежат новые представления о человеческом капитале как о важнейшем производственном ресурсе и основанное на них осознание того, что вложение в человека является высокодоходными инвестициями.
Невозможность модернизации
2 АПРЕЛЯ 2019 // ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
Россия, долгие столетия выстраивавшая свою идентичность, отталкиваясь от воображаемого Запада, на протяжении всей своей истории ощущала необходимость противостояния реальному Западу – и это требовало экономической мощи либо сводилось к «экономическому соревнованию». Поэтому отечественная элита с давних пор время от времени ощущала дискомфорт от преимущественно сырьевого хозяйства страны и пыталась раз за разом превратить ее в одну из передовых экономик.
Рыночная не-экономика
1 АПРЕЛЯ 2019 // ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
Несмотря на то, что в политическом отношении Россия не слишком напоминает развитые страны, экономически она кажется более приспособленной для «встраивания» в современный мир. Конечно, существующая модель несовершенна, но в то же время сторонники тезиса о «современности» России акцентируют внимание на ее хозяйственных достижениях и убеждены, что ее дальнейшее естественное развитие обеспечит в конечном итоге политическую и идеологическую модернизацию общества. Я убежден, что этого не случится.
Европейская авторитарная страна
29 МАРТА 2019 // ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
Попытки изобразить завершение глобального противостояния как победу демократии над диктатурой и своего рода «конец истории» привели к тому, что «демократиями» начали именовать различные формы политического устройства, так или иначе предполагавшие вовлечение граждан в избирательный процесс. На Западе начали повсеместно говорить о «совещательной» демократии, в России — о «суверенной». И нет сомнений в том, что число подобных эпитетов будет только расти.
Особенная идентичность
26 МАРТА 2019 // ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
«Россия как одна из тех стран, которые столетиями шли своим собственным путем, и как держава, на протяжении большей части ХХ века олицетворявшая наиболее заметную альтернативную версию истории, не могла не оказаться в центре дискуссии о “нормальности”. Но любые нормы подвижны, как изменчивы и общества, поэтому, если та или иная страна существенно выделяется на фоне прочих, ей не обязательно должен выноситься приговор ненормальности. Куда более важным, на мой взгляд, является вопрос о векторе развития», — пишет Владислав Иноземцев во введении в свою книгу «Несовременная страна. Россия в мире XXI века».

 

Материалы по теме

Школа: бери пример с Финляндии // ПЕТР ФИЛИППОВ
Монахи научат детей семейной жизни // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В СМИ //
Группа риска: новые горизонты // АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Недорогое удовольствие // АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Хогвартс по-русски // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
ЕГЭ по любви к Родине // АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Рождественская симфония // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Поэтом можешь ты не быть... // АЛЕКСАНДР БУРОВ
Назад в будущее // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН