Выборы
28 сентября 2020 г.
Прямая речь
22 ИЮЛЯ 2019

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

Властям очень сложно пойти на уступки, потому что они допустили глупость и преступление, причём преступление двойное. Они отказали в регистрации тем, кто имеет на это право, и зарегистрировали тех, кто этого права не имеет. Когда они принимали решение о том, что их кандидаты пойдут самовыдвиженцами, то забыли про свой закон, который раньше написали. Писали они его не для себя, а для народа, и поэтому забыли, что им также нужно собирать подписи. Они их нарисовали, но это всё документы, которые сохранились. Это преступление, в которое вовлечены не только рядовые исполнители, как было раньше, когда преступления совершались при подсчёте, и конкретный депутат мог сказать, что он об этом не знал. Но сейчас кандидаты являются соучастниками этого преступления, они о нём точно знают.

Понятно, что если бы они всех пропустили и кто-то бы прошёл, это обернулось бы для властей определёнными хлопотами, причём не в Мосгордуме, а вне её. Это означало бы, что можно проходить во власть не договорённостями, а открыто, и люди по всей стране стали бы это делать. Кроме того, стало бы легче добывать деньги.  Сегодня деньги не дают, потому что, когда вы приходите к богатому человеку, то у него два основания отказать. Первое – он поссорится с Кремлём, и его бизнес грохнут, а второе – вы всё равно поиграете. Но если сейчас кандидаты от оппозиции пройдут, то останется только первая проблема, которую можно различными способами обходить.

Если власти отступят сейчас, то они покажут слабость. С их точки зрения, врага надо добивать. А во-вторых, это означает, что если они сейчас отступают, то им придётся сдать своих. Допустим, они пропустят даже не самых известных кандидатов, например, Русакову. Она, может быть, и проиграет. Но если её зарегистрировать, то следующий шаг – судебные дела в адрес тех, кто фальсифицировал подписи. Власти не волнует судьба конкретных исполнителей. Но им надо проводить выборы и дальше, например, в 21-ом. И если они сейчас сдадут исполнителей, то в условном 21-м году, когда они будут делать нечто похожее, люди откажутся это выполнять. Так же, как в своё время, после того, как Горбачёв не защитил армию, разгонявшую людей в Тбилиси, военные перестали выполнять его приказы или стали делать это гораздо хуже. Так что властям крайне трудно отступать.







Прямая речь
15 ЯНВАРЯ 2014

Георгий Сатаров, политолог, президент фонда «ИНДЕМ»:

На мой взгляд, в этом нет ничего патологического, такие разговоры велись ещё очень давно. Если сравнивать состав московской городской Думы с составами других субъектов Федерации, а Москва — это именно субъект Федерации, то, конечно, москвичи обделены, потому что у них на одного депутата приходится гораздо больше людей, чем в других местах. В том смысле, в каком депутаты должны отстаивать интересы граждан и решать их проблемы в случае нужды, москвичи ущемлены, об этом, собственно, говорилось давно, и я считаю, что это разумный шаг. К каким результатам это приведёт на ближайших выборах, пока прогнозировать рано. В основном это будет зависеть от того, насколько оппозиция будет в состоянии скоординироваться, действовать разумно и максимально использовать возможности, предоставляемые выборами по мажоритарным округам. Утверждение, что эта система выгодна исключительно представителям «Единой России», абсолютно неоправданно. Безусловно, именно так рассуждают нынешние власти, которые вводят такие выборы, но это заблуждение. На самом деле всё здесь зависит о того, как именно вы будете использовать новые правила игры. Любые правила подразумевают возможность разумной и эффективной стратегии.

Денис Билунов, партия «Пятое декабря»:

В первую очередь, это — предложение «Единой России», которая, я думаю, к самостоятельным политическим решениям вообще не способна. Так что эта концепция, скажем так, выращена в пробирках Администрации президента и отражает печальную для власти действительность, что «Единая Россия» сейчас совершенно не пользуется популярностью в Москве. И инициатива полного перехода на одномандатные округа является такой подпоркой, призванной эту печальную ситуацию каким-то образом исправить. То есть кандидаты, которые пойдут от «Единой России», будут маскировать свою партийную принадлежность и делать вид, что они — независимые. В этом заключается суть данного предложения, и, возможно, частично они своей цели и добьются. Но, так или иначе, это понимают практически все игроки политического поля, так что большого эффекта от этой меры ожидать не следует.

Другое дело, что для того чтобы воспользоваться этой слабостью «Единой России», оппозиция тоже должна провести довольно большую работу. И, к сожалению, пока непонятно, насколько все оппозиционные организации на такую работу способны, и главное — способны взаимодействовать друг с другом. Потому что, очевидно, существует очень большая опасность того, что большинство людей в Москве, которые выступают против власти, будут голосовать за разных оппозиционных кандидатов, и голоса против «Единой России» таким образом разложатся, в чём также отчасти заключается цель кремлёвских политтехнологов. Вот этому надо противостоять, и это — самая главная интрига предстоящих выборов.

Это предложение укладывается в одну схему с восстановлением графы «Против всех», потому что какая-то часть людей из оппозиционного сообщества, относительно заметная, настроена в принципе против выборов, считает, что это всё обман, что в них вообще не надо принимать участия. А возвращение такой графы мобилизует некоторых из этих людей прийти и проголосовать именно против всех. Это — ещё одна альтернатива, предназначенная для того чтобы размывать голоса против «Единой России».

Владимир Рыжков, РПР-ПАРНАС:

Понятно, что это сделано в интересах «Единой России». Это очевидно. Потому что если взять любые региональные выборы в стране, то «единороссы» выигрывают все 100% одномандатных округов, и оппозиции достаются только те места, которые она получает по партийным спискам. Это — тенденция по всей стране, связанная с тем, что в одномандатных округах очень большую роль играют деньги и административный ресурс. А ясно, что и денег у «Единой России» намного больше, и административный ресурс полностью в их распоряжении. Расчёт на то, чтобы полностью разгромить оппозицию в Москве, что она не найдёт достаточно сильных фигур на одномандатные округа и не найдёт достаточно денег для того, что навязать там борьбу. Но если оппозиции удастся выставить 10-15 сильных кандидатов, особенно в центре — в тех округах, где она пользуется очень большой поддержкой, то можно получить 10-15 мандатов, а при успешной работе и больше. При пропорциональной системе было бы ещё больше — можно было бы выиграть в нескольких одномандатных округах плюс добавить по спискам. Именно поэтому «Единая Россия» в очередной раз в своих интересах меняет избирательную систему. Думаю, что они всё равно были бы на первом месте, по крайне мере, судя по опросам, которые я видел, но у них не было бы того преимущества, что в других регионах.

Прямая речь
12 ФЕВРАЛЯ 2014

Александр Рыклин, главный редактор "ЕЖа":

Эта инициатива полностью укладывается в тот политический тренд, который Администрация президента уже какое-то время продвигает, так называемая «гуманизация» нашего политического пространства. Всё это делается под маркой демократизации политического поля, но это всё, разумеется, полнейшая фикция на самом деле, понятно, что Администрация настолько управляет процессом, что она просто смотрит, когда удобно убрать одну систему выборов и поставить другую. Вот сегодня нужна мажоритарка, а завтра опять будут введены партийные списки. Политическую систему они контролируют полностью. Понятно, что сегодня, когда партия власти теряет какую бы то ни было популярность — я думаю, что отрицательный рейтинг у неё уже больше, чем положительный — они решили сделать вот так. Посмотрим, какое будет соотношение, может быть, они сделают половину по партийным спискам, а половину по одномандатным округам, а возможно, пропорция будет ещё более серьёзной в стороны одномандатников.

Это дискредитирует даже не столько избирательное законодательство, сколько саму партийную систему. С того момента, когда осуществилась так называемая либерализация нашего законодательства в сфере партийного строительства и было разрешено много партий, после этого Кремль начал планомерную работу по дискредитации идеи партий вообще. Вот есть конкретные персоны на местах, которые занимаются конкретными вещами, бабки куют, а партия — это какая-то фигня. И эта кампания началась с момента сильнейшего падения рейтинга «Единой России», когда Кремль понял, что нужно искать какие-то другие точки опоры, и «ЕР» больше нельзя делать локомотивом всех тех побед, которые партия власти, в широком понимании этого слова, себе планировала и планирует. Теперь они будут опираться совсем на другие рычаги. Они будут лоббировать и продвигать одномандатных депутатов, а потом каким-то образом включат их в сферу своих интересах. Либо с помощью так называемого «Народного Фронта», либо с помощью той же «Единой России», куда половина или даже три четверти всех одномандатников просто вступит, если у властей опять возникнет желание этот бренд раскручивать и как-то внедрять его в политическую жизнь.

Прямая речь
27 МАРТА 2014

Илья Яшин, РПР-ПАРНАС:

Это рекламный трюк, направленный на то, чтобы снизить публичные издержки, связанные с введением закона, направленного на фактическое отсечение оппозиции от выборов. Именно так я расцениваю поправки, которые будут в ближайшее время приняты в Госдуме и которые по сути предоставят мэрии возможность вывести с выборов любого неугодного кандидата, что, естественно, уже вызвало недовольство оппозиции. Необходимость как-то сгладить негативный эффект привела к тому, что придумали эту фишку с «народными выборами». Но никакого отношения к реальной конкуренции эта процедура иметь не будет, вместо того чтобы придумывать народные выборы, надо провести нормальные. Но на практике институт выборов уничтожается. Сомневаюсь, что кто-то из оппозиционеров примет участие в этой инициативе, никакой пользы из этого извлечь не удастся.

Сергей Давидис, юрист, член Координационного совета оппозиции первого созыва:

Это праймериз, которые на самом деле никакие не праймериз, а некая предварительная информационная кампания. Праймериз нужны для ограничения числа кандидатов и выявления наиболее популярного представителя от какого-то объединения. Но смысл это имеет, только если участники добровольно принимают на себя соответствующие обязательства. В масштабах всего общества этого происходить не может — зачем тогда нужны выборы, если все уже определили кандидатов? Это совершенно противоестественная конструкция. Пока что вообще непонятно, что это юридически и зачем нужно. Скорее всего, расчёт в том, чтобы с помощью некоторых манипуляций, эксклюзивного предоставления доступа к информации, деньгам и административному ресурсу кандидатам от власти сделать их фаворитами заранее, фактически удлинив избирательную кампанию. Причём таким образом легитимизировать их авторитет, притворившись, что они — не кандидаты от власти, а кандидаты от народа, благодаря той сомнительной общественности, которая будет в этом участвовать. То есть это глуповатая технологическая процедура в духе той соборности, которая является сейчас мейнстримом пропаганды. Это конечно же жульническая манипуляция, большого смысла не имеющая, но какую-то пользу провластным кандидатам она принести может.

Поскольку инициатива совсем свежая, официального обсуждения того, будут ли участвовать в праймериз кандидаты от оппозиции, ещё не было. С точки зрения процедуры делать это совершенно незачем, потому что с точки зрения процедуры эти «народные выборы» совершенно бессмысленны. Но с точки зрения возможности каким-то образом либо продвинуть оппозиционных кандидатов, использовав для этого чужой ресурс, либо продемонстрировать явную предвзятость и жульничество власти это может быть полезно. Если выяснится, что правила позволяют каким-то образом извлечь из этого пользу, то это можно обсуждать. Пока что многие коллеги высказываются в том духе, что нам это не нужно, но консолидированное решение будет принято только после того, как станет ясно, что это вообще такое.

Прямая речь
28 МАРТА 2014

Георгий Сатаров, политолог, президент фонда «ИНДЕМ»:

Исключать сценарий досрочных выборов нельзя. Это связано с двумя обстоятельствами. Очевидно, что массовый общественный психоз, вызванный присоединением Крыма и ростом на волне этого события популярности Путина и всего того, на что он отбрасывает тень, в том числе на «партию лояльных Путину», делает удобным проведение выборов именно в таких обстоятельствах. С другой стороны, никто не ожидает, что эта эйфория и сопутствующие ей высокие рейтинги продлятся долго. Она будет спадать, и нужно пользоваться моментом.

Тут, впрочем, возникает вопрос о том, продержится ли она до досрочных выборов, и складывается ощущение, что, чтобы дотянуть до 2015 года, нужны будут какие-то дополнительные события. С учётом того, что экономическая ситуация ухудшается, удерживать популярность довольно трудно, и не исключено, что придётся совершать какие-то «инъекции».

Но партия власти вообще никогда не оставалась у власти навсегда. Это только впечатление, которое они стараются создавать о себе. Дескать, они пришли навечно, но на самом деле это не так, они это понимают. И в данном случае они просто хотят воспользоваться сложившимися обстоятельствами, чтобы выгадать себе ещё несколько лет.

Прямая речь