Церковь и государство
21 февраля 2020 г.
Яркая фигура церковного постмодерна
27 ЯНВАРЯ 2020, БОРИС КОЛЫМАГИН

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

В Москве в относительно молодом возрасте (на 52 году жизни) умер протоиерей Всеволод Чаплин — знаковая фигура церковного сообщества.

Уход о. Всеволода Чаплина знаменует собой окончательный переход церковного бытия из состояния постмодерна в пост-постмодернистскую ситуацию, где «сурово насупленных бровей» и «совка» хватает, а вот искрометной игры, в которой участвовал протоиерей, уже нет.

В пространстве общественной жизни о. Всеволод играл роль «ястреба», провоцируя общество жесткими высказываниями. В последние годы он активно окормлял фундаменталистов, выдвигая самые диковинные инициативы.

Реагируя на них, журналисты не замечали другой стороны деятельности священника — его усилия по созданию диалога между разными группами внутри Церкви и общества. 

Он обедал с Навальным, бывал на правозащитных конференциях, говорил о возможности богослужебных реформ, инициировал выставку актуального искусства в притворе университетского храма св. Татианы, косвенно поддерживал «кочетковцев» — к примеру, в храме, где он настоятельствовал, продавалась газета Преображенского содружества малых братств «Кифа».

В известном смысле Чаплин являл собой голос церкви (с маленькой буквы). И этот голос звучал необычно: с горлом у него давно были проблемы, поэтому и звучание речи напоминало расстроенный орган. Он жил в системе, был системой, и эта система по нему жестко прошлась.

Я помню о. Всеволода совсем молодым, когда он был еще иподьяконом митрополита Питирима (Нечаева). Мы стоим недалеко от Издательского отдела, рядом с домом, где жил Михаил Булгаков. Пьем из горлышка сухое и обсуждаем последние новости.

И еще кадр. С поэтом Олегом Асиновским я забредаю в пивной подвальчик на Покровке. Кто-то машет рукой из угла — о. Всеволод сидит с о. Владимиром Шмалием. Начинается разговор. У Олега дома умирает от рака мать, и он должен каждый день делать ей обезболивающий укол в вену. Психика едет, Олег постоянно пьет.

Пока мы с о. Владимиром обсуждали «кочетковщину», Олег рассказывал о. Всеволоду о своем горе. «Я не знаю, как жить, когда мать умрет, — признался он. — Уйду в монастырь. Скажи, я смогу стать монахом?». «Сможешь», — ответил о. Всеволод. Взял его руку, поцеловал и молча вышел.

В последние годы я общался с Чаплиным в режиме «мигания»: пересекался с ним в РИА Новости, в Центре «Карнеги», на каких-то презентациях. Общение — только по касательной. Но я чувствовал, как остро он реагирует на происходящее. Хотя, и это тоже правда, эта реакция была реакцией маски, которую он не снимал до самого конца своих дней.

  Фото: Антон Новодережкин/ТАСС












  • Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.

  • РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"

  • Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Религия под ударом либерализма
16 ДЕКАБРЯ 2019 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
В конце прошлой недели Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), Конференция европейских церквей (КЕЦ) и факультет религии и теологии Университета Амстердама провели в культурном центре «Покровские ворота» совместную конференцию на тему «Религия и либерализм». Тему для России тем более важную, как подчеркнул в своем вступительном слове директор ББИ Алексей Бодров, что слово «либерализм» многими у нас воспринимается как антитеза религии. Между тем, либерализм не противоречит религии. Важно только понимать, о каком либерализме идет речь.
Русский экзархат вошел в Московскую патриархию
8 НОЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
3 ноября патриарх Кирилл вручил главе Архиепископии православных русских приходов в Западной Европе, так называемого Русского экзархата, грамоту о восстановлении единства с Русской православной церковью. Церемония состоялась во время Божественной литургии в храме Христа Спасителя. Русский экзархат возник на базе приходов, образованных эмигрантами в Париже после революции 1917 года, и канонически оформился на рубеже 1920-1930 годов. До последнего времени он оставался отдельной своеобразной юрисдикцией в составе Константинопольского патриархата.
РПЦ и русские люди – проблема понимания
29 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Когда русские люди возмущались строительством храмов? Какой человек в здравом уме и адекватном нравственном состоянии будет противиться строительству церкви?» – недоумевал Александр Волков, пресс-секретарь Гундяева на встрече с журналистами 28.05.2019 по поводу конфликта в Екатеринбурге вокруг строительства церкви на месте сквера. Пресс-секретарь Гундяева объяснил журналистам, что скверы и охранные зоны «русский человек ни для чего, кроме храмов не предусматривал». После чего рассказал сотрудникам СМИ, что это вообще такое – русский человек, про его душу, а также о том, что такое русский город. 
Прямая речь
29 МАЯ 2019
Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.
В СМИ
29 МАЯ 2019
РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"
В блогах
29 МАЯ 2019
Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.
Молебен ВЦИОМ за правильный опрос о храме
24 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
ВЦИОМ по совету Путина провел опрос жителей Екатеринбурга о строительстве храма, но умудрился сделать это таким изумительным образом, что недовольны остались все стороны противостояния: и Екатеринбургская епархия, и защитники сквера. В опубликованном на сайте ВЦИОМ пресс-релизе нет полного перечня вопросов, которые задавались респондентам (ниже я объясню, что у «социологов» были для этого веские причины). А итоги опроса «социологи» ВЦИОМ представили в двух фразах: 1. Только 18% выступают против строительства храма в городе. 2. По мнению 74% жителей сквер у театра драмы — неудачное место для строительства.
Прямая речь
24 МАЯ 2019
Городские власти для того и существуют, чтобы следить за балансом интересов в городе. И с этой задачей они не справились.
В СМИ
24 МАЯ 2019
ГАЗЕТА.RU: Мэр города Александр Высокинский в комментарии РБК заявил, что результаты опроса ВЦИОМ не являются решающими для принятия властями окончательного решения.
В блогах
24 МАЯ 2019
Григорий Юдин: Речь не только о том, что городу удалось остановить строительство на явно неудачном месте. Екатеринбуржцам удалось остановить давно обкатанную политическую технологию.